Стачка (1925)

Фильм Стачка.

Стачка (1925)
О фильме
Слоган
Кончай работу
Год
1924
Страна
СССР
Премьера
28 апреля 1925
Режиссёр
Сергей Эйзенштейн
Длительность:
82 мин. / 01:22
Оценка зрителей
TVFilm
-
Еще никто не проголосовал
Ваша оценка
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10

Описание

Историко-революционный фильм. На одном из крупнейших заводов России организовывается стачка, поводом для которой послужило самоубийство рабочего, несправедливо обвиненного администрацией завода в краже инструментов...

Актёры в ролях

Факты о фильме12
Фильм был восстановлен в 1969 году.
«Стачка» — первая полнометражная работа Эйзенштейна.
В качестве массовки участвовали ученики студий Пролеткульта и рабочая молодёжь московских заводов.
Готовый сценарий «Стачки» Эйзенштейн принёс на «Первую госкинофабрику», которая располагалась в Москве на Житной улице в бывшей киностудии Александра Ханжонкова. Там ему выделили две киносъёмочные пробы. Обе у него вышли неудачными: снято было «театрально» и длинными кусками. Во время первой пробы Эйзенштейн снимал массовку, во время второй — сцену с допросом революционера. Высшее руководство Госкино опасалось, что Эйзенштейн превратит «Стачку» в бессюжетный «монтаж аттракционов», вследствие чего картина могла провалиться. Поэтому Госкино после неудачных проб спешило с режиссёром расстаться. Тогда Борис Михин и Эдуард Тиссэ в тайне от Эйзенштейна написали письмо руководству фабрики с просьбой выделить ему третью пробу под их материальную ответственность, ссылаясь на Эйзенштейна как «очень интересного человека», в котором они уверены. Третья попытка оказалась успешной. Отснятый материал даже вошёл в оригинальный фильм. Это была сцена, где шпана по свисту своего «короля» вылезает из множества врытых в землю бочек.
Полный сценарий «Стачки» занимал ровно 10 страниц, четыре из которых были прологом. Сам пролог не снимался. В фильме от него остались лишь последние слова, использованные в качестве титра: «На заводе всё спокойно. Но…» Весь сценарий был разделён на 235 пунктов (в первой версии — 146), обозначенные порядковыми номерами. Каждый пункт соответствовал одному определённому кадру в картине. На одной из страниц сценария Эйзенштейн написал по-французски: «Menager les effets» (рус. Осторожнее с эффектами).
Первоначально картина задумывалась как пятая часть восьмисерийного цикла лент о революционной борьбе, названного «К диктатуре». Но другие части так и не были реализованы. Эта серия казалась режиссёру «наиболее массовой» и «действенной», поэтому первой начали снимать именно её. В своей концепции «К диктатуре» должна была охватывать следующие темы (каждая тема соответствует определённому фильму) : 1) контрабанда литературы; 2) подпольное книгопечатание; 3) работа в коллективе («Работа в массах»); 4) демонстрации в честь Первого мая; 5) забастовка («Стачка»); 6) аресты и обыски; 7) ссылки и тюремные заключения; и 8) побеги из тюрем. Это деление разработал сам Эйзенштейн. Известно, что в серии должны были выйти фильмы с названиями «Борьба» и «Борьба продолжается».
Снимать Эйзенштейн начал с эпилога, который, в конце концов, не вошёл в картину. Предполагалось, что туда будет включён документальный эпизод: демонстрация на Красной площади в честь Первого мая. Так, в этот день 1924 года Эйзенштейн сделал свои первые кадры в качестве кинорежиссёра. Кадры были документальными и фиксировали первую в истории СССР первомайскую демонстрацию трудящихся. А уже ближе к осени начались съёмки «заводских» сцен фильма. Для натуры был выбран Коломенский завод, на который тогда приезжал Лев Троцкий. Эйзенштейн снял его выступление. Эти кадры тоже предполагались для эпилога. В огромном архиве режиссёра нет материалов касательно съёмок Троцкого. По мнению «эйзенштейноведа» Владимира Забродина, он сам уничтожил эти материалы после 1929 года, когда началась антитроцкистская кампания.
Съёмки велись в основном натурные — в Москве и её пригородах — за исключением некоторых эпизодов, снятых в павильонах «Первой госкинофабрики». Также известно, что одна из заключительных сцен фильма снималась в доме-корабле на Псковском переулке.
Для Александра Антонова роль в фильме стала дебютом в кино.
Фильм делился на шесть актов, что вполне характерно для советской кинематографии 1920-х годов. Объясняется это недостаточным развитием кинопромышленности того времени: в кинотеатрах был только один проекционный аппарат, и механики вынуждены были каждые 10 минут менять бобины, прерывая просмотр.
В 2008 году «Стачка» удостоилась 26 места в списке «100 лучших русских фильмов», составленном русской версией журнала Empire и основанном на мнениях 50 кинокритиков и киножурналистов.
Для одного из важнейших, по мнению Эйзенштейна, эпизодов в картине, где пожарные разгоняют демонстрацию, обливая рабочих водой из брандспойтов, режиссёр требовал массовку количеством больше тысячи человек. Но дирекция кинофабрики отказывалась привлекать к съёмкам столько людей, аргументируя это невозможностью их рационального использования. Тогда Михин «пошёл на хитрость», распорядившись привлечь к съёмкам только пятьсот человек, но сказав Эйзенштейну, что выполняет его требование.

Последние новости

ОСТРОЖНО, СПОЙЛЕРЫ! Материал содержит спойлеры к 1-му сезону «Ста лет одиночества». В течение долгих лет автор романа «Сто лет одиночества» Габриэль Гарсиа Маркес отказывался продавать...

ВНИМАНИЕ, СПОЙЛЕРЫ! В этом материале содержатся подробности финала 2-го сезона «Белого лотоса». «Как Палермо?» — спрашивает Элби (Адам ДиМарко) в предпоследней сцене финала 2-го сезона...

Последние обзоры

1-й сезон таинственного сериала Apple закончился одним из самых агрессивных клиффхэнгеров за последнее время. Премьера «Разделения» состоялась 18 февраля 2022 года. Это захватывающая драма Дэна...