Принцесса Драупади ждет появления Арджуны, но Пандавы продолжают по прежнему стараются обойти КАмпилью... В лесу они встречают хромого брахмана, который просит их отнести его в Кампилью, на сваямвару Драупади. Настает очередь и Дурьодхане попытать счастья в состязании, но он передает право выстрела Карне. Против такого решения выступают и царь Драупада, и сам Кришна. Но никто не может запретить царю Ангапрадеша участвовать в сваямваре от своего имени... Когда Карна поднимает лук и натягивает тетиву, Драупади говорит свое слово: она не сможет выйти замуж за сына колесничего.
Поведение Драупади вызывает бурную реакцию – ее обвиняют в надменности и несправедливости. Разгневанный Дурьодхана пытается сломать лук, но он выскальзывает из его рук, а значит, говорит Кришна, этот мистический лук еще не выполнил свое предназначение – и тот, кто способен поразить цель находится на сваямваре. В последний раз царь Драупада приглашает всех желающих воинов и царей попытать счастья. Это приглашение слышит и Арджуна – ведь братья Пандавы не смогли отказать брахману в просьбе и на своих плечах принесли его в Кампилью... «Если человеку суждено получить милость, он в нужное время попадет в нужное место».
Когда , по предложению Кришны, царь Драупада приглашает к состязанию брахманов, Пандавы, по прежнему стремясь быть неузнанными, решают покинуть сваямвару. Кришна находит слова, которые заставляют братьев остановиться и передумать. Понимая, что участие в сваямваре - это воля самого Кришны, получив благословения старших братьев и брахманов, Арджуна выходит на арену. Его выстрел приносит победу и... разоблачение. В необыкновенном брахмане Карна узнает своего давнего соперника. «По-настоящему сильная личность никогда не поступает эгоистично». «Раз это сказал Кришна, то все так и будет». «Каждый дом является храмом, а жена – богиней в этом храме».
Пытаясь сыграть на уязвленной гордости потерпевших неудачу кшатриев, принц Шакуни призывает их поднять оружие. Гнев и досада царевичей так сильны, что они намерены немедленно убить Арджуну и Драупади. Позорно убивать воина в день его триумфа – чтобы спасти свою честь Дурьодхана решает остановить атаку. По просьбе Кришны все собравшиеся благословляют царевну и молодого брахмана. "Знание, терпение, любовь, преданность и справедливость – на этих пяти принципах основана дхарма».
Драупади, Арджуна и Бхима отправляются в лес. Встретившись с остальными братьями, они отправляются просить благословений у матери Кунти. Братья и Драупади заходят в хижину в тот момент, когда Кунти проводит священный обряд. Когда царица слышит от сыновей, что Арджуна получил необыкновенную милость, глаза её закрыты. Кунти напоминает сыновьям – какой бы подарок кто-то из них не получил, они обязаны делить между собой все... «Будущее – это ничто иное, как результат наших поступков и решений в настоящем». «Для спокойной семейной жизни научись просить прощения».
Братья Пандавы так глубоко принимают слова матери, что не могут просто забыть ее приказ. Как они могут разделить Драупади между собой? Как поступить в этой ситуации? Братья решают, что царевна должна выйти замуж за Арджуну, остальные же четверо примут отречение. «Слова подобны семенам : когда они попадают в сердце, в будущем, они дадут ростки». «Легко найти камень среди зерен пшеницы, но когда пшеничное зерно упадет среди камней – найти его невозможно». «Каждый дом является храмом, а жена – богиней в этом храме».
Каждый из братьев Пандавов готов принять отречение, чтобы Драупади стала супругой четверых остальных. Но принцесса не хочет становиться причиной несчастья сыновей Панду. Она принимает нелегкое решение – хотя по законам дхармы девушка не может принадлежать больше, чем одному мужу, Драупади согласна стать женой пятерых сыновей Кунти. Но ее отец Драупада видит в этом бесчестие – он увозит дочь обратно в Кампилью. Ситуация кажется безвыходной, но на помощь Пандавам приходит великий Ведавьяса. «Выходя замуж, девушка входит в свой новый дом с надеждой принести этой семье удачу». «Когда жизнь выходит из-под твоего контроля, нужно просто успокоиться». «Счастье, горе, уважение, бесчестие, жизнь и смерть... если ты можешь дать все это, то чем тогда занимается Господь?».
В беседе с Ведавьясой, Пандавам открывается истина – как поступить в их нелегкой ситуации. Ведавьяса призывает их поставить благополучие общества на первое место, ведь от того, кто станет царем Хастинапура, зависит жизнь всей Бхараты на многие десятилетия вперед. Принять всем пятерым Драупади своей женой и вернуться в Кампилью, «чтобы продолжить аскезу, называемую жизнью», такое решение принимают сыновья Панду. Только так они смогут восстановить дхарму. Но в Кампилье братьев ждет не очень радушный прием. «Можно обучать людей дхарме, но нельзя приказывать следовать дхарме». «Позволять сердцу управлять твоими мыслями, а уму управлять твоими склонностями – это первый шаг к беззаконию».
Царь Драупада готов убить брахманов, которые причинили боль его дочери. Даже когда он узнает в них Пандавов, намерение его не меняется. Меняются они лишь когда Кришна объясняет ему, что все происходящее с Драупади – часть плана Всевышнего и желания самого Драупады – ведь при рождении Драупади, он выбрал для нее трудную судьбу. Как Драупади принять пятерых братьев своими мужьями? В беседе с Кришной она понимает, что такое решение она приняла из сострадания, а сострадание – это основа дхармы. «Знание умиротворяет разум, терпение умиротворяет ум, любовь умиротворяет сердце, служение Богу усмиряет материальные потребности и умиротворяет тело, а справедливость умиротворяет душу. Когда ум, разум, сердце, тело и душа праведного человека умиротворены, он испытывает сострадание ко всем. На этом основана дхарма». «Бог защищает тех, кто защищает дхарму».
Дурьодхана понимает, что если Юдхиштхира вернется в Хастинапур, ему никогда не занять трон и просит помощи дяди Шакуни. Для Дурьодханы выход один – взойти на престол до того, как все узнают, что Пандавы живы. Для этого он и его друг Карна должны пообещать во всем следовать Шакуни. Свои обеты приносят и Пандавы: на церемонии бракосочетания царевичи возлагают на себя особые аскезы. Они обещают, что никто из них никогда больше не вступит в брак, и на всю жизнь их единственной женой будет Драупади, обещают, что в течение одного года Драупади будет женой только одного из них, а каждый год царевна и ее супруги будут проходить очистительный обряд перед священным огнем. «Когда человек принимает решение, следуя законам дхармы, оно всегда будет верным». «Так же, как дерево нельзя посадить одновременно в двух разных местах, а министр не может преданно служить сразу двум царям, подобным образом женщина может быть верна только своему супругу».
Царица Кунти принимает решение уйти на покой и передает право давать советы и указания своим сыновьям Драупади. Умело манипулируя привязанностью родителей к нему и временным отсутствием в Хастинапуре деда Бхишмы, Дурьодхана вынуждает их возвести себя на престол. «Если человека привлекают лишь наслаждения в материальном мире, он легко может выбрать путь, который ведет к бесчестию. Разве это не омрачает душу? Разве это не отдаляет нас от Бога?».
Драупади становится женой пятерых Пандавов. Это нелегкий шаг и для нее, и для ее пяти мужей. Но делая его и Драупади, и сыновья Панду ощущают поддержку Кришны. Он уверяет их в том, что именно такой союз необходим всем Арийским землям. Только пример Драупади может восстановить дхарму. С горечью понимая, что амбиции и жестокость Дурьодханы – это плод его желаний, Дхритараштра все же не может отказать сыну ,он объявляет о коронации Дурьодханы. Но когда долгожданный для Дурьодханы миг почти настал, церемонию неожиданно прерывает Бхишма. «Любовь наделяет мужа отвагой, а жену наделяет терпением. Они живут в мире и согласии, но в трудные времена муж должен проявить терпение, а жена - отвагу». «Где дхарма, там победа».
Защитник трона Бхишма не просто так прерывает коронацию Дурьодхана – он заявляет, что первый наследник престола, Юдхиштхира, жив. Эта новость поражает всех присутствующих. Как-будто в ответ на требования Дхритарарштры предъявить доказательства того, что Пандавы действительно живы, раздаются звуки литавр, приветствующие пятерых сыновей Панду. Вместе со своей женой они въезжают в Хастинапур. Вся царская семья встречает наследников у входа во дворец. Но за время их отсутствия многое изменилось в жизни Пандавов. Как им объяснить свою жизнь в лесу, брак Бхимы и царицы ракшасов, и то что все они пятеро стали супругами одной царевны?
Вернувшись домой, Пандавы оказываются в затруднительном положении – не только дядя Дхритарарштра и его сын Дурьодхана, но и Бхишма расценил их женитьбу на Драупади как грех. В гневе, он приказывает сыновьям Панду покинуть Хастинапур.
В беседе с Бхишмадевом, благодаря своей мудрости и смирению, Драупади удается размягчить сердце защитника трона Хастинапура. Он соглашается не лишать Пандавов своих благословений. Теперь Юдхиштхира должен снова занять свое положение наследного принца, но вместо этого царь Дхритараштра изгоняет из царства и его, и всех его братьев.
Бхишма выступает в защиту Пандавов, и напоминает о том, что их решение благословил великий мудрец Вьясадева. Однако Дурьодхана открыто оскорбляет Драупади, заявляя, что женщина, имеющая пять мужей не способна быть опорой на пути дхармы своим мужьям. Чтобы отстоять честь Драупади, Пандавы готовы сражаться, в защиту Дурьодхана выступают его братья и Карна. Схватку в зале собраний останавливает Бхишма. Видура предлагает разделить царство для защиты династии Куру. «Грехи и добродетели определяются только намерениями людей». «Слона, посыпающего свою голову песком, можно обвинить в нечистоплотности, однако слон ведет себя так, чтобы избавиться от паразитов».
Из сложившейся в царстве Куру ситуации министр Видура видит лишь один выход – он предлагает разделить царство между Дурьодханой и Юдхиштхирой. Но великий Бхишма непреклонен: «Пусть сначала разрежут на части мое тело, а уж потом делят на части царство Куру». Поддавшись давлению Дурьодханы, царь Дхритараштра отдает приказ арестовать Пандавов. Все впятером они занимают смиренную позицию и повинуются приказу. Драупади обещает последовать за ними, что бы ни случилось. «Масло и воду никогда не хранят в одной посуде. Они никогда не смешиваются, но если попытаться их смешать, они станут непригодны для использования». «Когда янтарь покрыт пеплом, свет сквозь него не проходит». «Исполнять приказы царя и чтить закон. Если принцы не будут следовать этому сами, то как это будут исполнять наши подданные?». «Просить прощения у тех, кто слабее – это великодушие, но просить прощения у тех, кто сильнее – это трусость».
Разгневанный решением Дхритараштры, Бхишма решает освободить внуков-Пандавов. Его авторитет в царстве так велик, что стражники не могут не повиноваться ему, даже если это означает ослушаться царя. Теперь и Бхишмадев соглашается, что лучшим выходом из сложившейся ситуации будет разделение царства.
Бхишма просит Дхритараштру разделить царство Куру, но царь согласен на такое решение, только если сам он и его сыновья останутся под защитой Бхишмы. Он просит его не покидать Хастинапур. Бхишмадев решает принести такую жертву, явив свое неиссякаемое великодушие. «Когда кто-то вершит суд без любви в сердце, пренебрегая дхармой, он не будет счастлив». «Трудности создают героев. Они обретают качества, славу и уважение». «Если выпить всю воду из чаши, она будет пуста, но из колодца можно долго черпать воду, и он не станет пустым. Потому что воду ему дает лоно земли».
Дхритараштра соглашается короновать Юдхиштхиру и дать ему во владения те земли, которые выберет он сам. По согласию братьев и Панчали, Юдхиштхира выбирает земли, где нет ни городов, ни подданных, Кхандавапрастху. Приняв такое решение, он надеется не только принести благоденствие в несчастную провинцию, но и избежать всяческих посяганий Дурьодханы. Но Дхритараштра, желая обезопасить Хастинапур, выдвигает дополнительные требования: царство Юдхиштхиры не может считаться суверенным, пока его не признают сто тысяч царей, он будет действовать как подданный Хастинапура и никогда не посягнет на его трон. Также, он настаивает на том, чтобы Кунти, невестка его погибшего брата, осталась в Хастинапуре.
Царь Кхандавапрастхи, Юдхиштхира, покидает Хастинапур. Этот отъезд нелегок – здесь, в Хастинапуре остаются его мать и дед Бхишма, чья поддержка так нужна ему сейчас. Но за воротами города его ждет толпа его подданных, для которых Хастинапур без Пандавов – пуст. «Только удовлетворенность и сдержанность могут укрепить твою праведность». «Время – это главная форма ягьи. Это вечная ягья, в ней каждый из нас должен принести себя в жертву. Наши жертвы нам может установить в этом мире праведность».
На вопросы Бхишмадева о причинах тяжелой судьбы Хастинапура ему приходит неожиданный ответ – его приносит принцесса Шикхандини, а в прошлом воплощении царевна Амба, которая когда-то пожелала стать причиной смерти Бхишмы. Много лет назад, защищая трон династии Куру, Бхишма разрушил её судьбу. Теперь же проклятье царевны набирает силу – Шикхандини предрекает Бхишме, что он увидит разрушение благоденствия в царстве Хастинапура и встретит смерть на ложе из стрел. Пандавы и их подданные въезжают в Кхандавапрастху. Это бесплодная, пустынная земля, населенная племенем змей, у которых есть право убивать каждого, кто поселится там. Но подданные и Драупади верят в божественных сыновей Панду. «Тем, кто любит землю, она всегда отвечает взаимностью».
Придя в Кхандавапрастху, Пандавы и Драупади возносят молитвы Матери Земле – их намерения чисты, они хотят мира и процветания всем живым существам. Но обитающее в тех землях племя змей Нагов боятся вторжения в их владения. Они оказывают Пандавам и их подданным немилосердный прием – несмотря на отвагу в сражении, Пандавы терпят поражение – все их подданные поражены змеиным ядом. Такое могущество главному среди Нагов, Такшаке, дал полубог Индра. По его благословению на землях Такшаки не может жить ни один человек. Отстаивать свое право на жизнь на землях Кхандавапрастхи Пандавам придется в сражении не только с Такшакой, но и с Индрой. «Настоящий воин всегда опасается войны. Он не боится своей смерти, но не желает лишать жизни других людей». «Когда детей земли лишают права на жизнь, то рождаются бунтари».
Молясь богу огня Агни, мистическим оружием Арджуна вызывает пожар в заколдованном лесу нагов. Пожар этот способен уничтожить лес, но не заденет ни одного змея. На защиту нагов встает полубог Индра. Арджуна – его сын, поэтому несмотря на мощь оружия Господа Индры, Арджуна дает ему достойный ответ. В разгар битвы на поле сражения появляется еще один участник событий – диск Сударшана чакра и Его повелитель – Кришна. «Сидя на плечах у свого отца сын может видеть дальше, чем его отец».
По благословенню Господа Кришны, в беседе с Индрой Арджуна покоряет Его своей откровенностью и преданностью. Господь Индра дарует сыну свои благословення и обещает помочь ему построить на землях Кхандавапрастхи город. Этот необыкновенный город построит сам Вишвакарма – зодчий полубогов. В знак благодарности, Арджуна обещает отцу назвать новый город в Его честь. Своей доблестью и разумом Арджуна также заслужил милость Агнидева – он дарит тему необыкновенный лук – Гандива, способный умножить силу и доблесть воина в сотни раз. Среди жителей Хастинапура оказывается Вришали – служанка Драупади, бежавшая во время атаки змей. Она узнает, что Пандавам удалось вернуть к жизни всех подданных царя Юдхиштхиры. Счастливая, она намеревается вернуться в Кхандавапрастху. Её выбор – поселиться в Кхандавапрастсхе и принять прибежище у махараджа Юдхиштхиры разделяют почти все жители Хастинапура. Массово, они покидают столицу. «Успех отца награждает сына знаниями, а успех сына приносит отцу славу». «Природа огня такова – к чему бы он ни прикоснулся, он все очищает».
Видя, что жители Хастинапура массово покидают царство, Дхритараштра издает запрет на переселение и приказывает Карне оповестить об этом жителей. Среди толпящихся у городских ворот – Вришали, служанка Панчали и подруга детства Карны. Она молит его выпустить ее и остальных жителей города, но Карна непреклонен. От ареста Вришали спасает Кунти. Царица мать укоряет Карну и берет девушку под свою защиту. «Легко жертвовать бедному, но когда ты что-то даришь богатому, может возникнуть зависть». «Настоящее богатство царства – это не коровы, и даже не золото. Настоящее богатство царства – это его подданные». «Погонщик управляет слоном не силой, а своей любовью, поэтому, слон никогда не покинет погонщика». «Греховность находится не в короне, а в стремлении возвыситься над другими».
Чтобы не позволить подданным уехать из Хастинапура и ответить на неповиновение Кунти, Дхритараштра запрещает членам царской семьи участвовать в церемонии освящения нового города Пандавов. Вришали обращается с просьбой о помощи к своему другу детства Карне – она просит помочь ей увидеться с отцом. Пытаясь доказать Дурьодхане, что Дхритараштра несправедливо обходится с Кунти, и видя непреклонность наследного принца, Карна снимает с себя корону – он не хочет своими действиями в качестве царя, преданного Дурьодхане, совершать адхарму. Но он не отрекается от принесенной ранее клятвы – всегда защищать своего друга. Более того, чтобы развеять все сомнения в своей преданности, Карна приносит еще одну клятву: когда бы он не сражался с Арджуной, как бы ни сложились обстоятельства в бою, он никогда не попросит у него пощады и не станет дарить ему жизнь. «Нет ничего выше, чем раздавать милостыню – это очищает душу». «Когда царь едет на слоне, он сидит не на голове слона, а на его спине. Голова слона священна, ведь она подобна голове Господа Ганеши». «Огонь, который возникает из малодушия, сжигает заживо все счастье».
Карна выполнил обещание, данное Вришали – по его просьбе она сможет увидеться со своим отцом. Великий колесничий решает сопровождать ее на пути в Индрапрастху. Царица Кунти передает с ним свое послание сыновьям: она советует им как можно скорее добиться независимости своего царства. Узнав о том, что их мать не приедет на церемонию освящения города, Пандавы решают отправиться в Хастинапур, чтобы просить царя отменить свой указ. В воротах Индрапрастхи они встречаются с Карной и Вришали. «Срывая лотос, слон бережно обращается с цветком, но топчет его стебель и листья». «Чтобы алмаз засиял, его извлекают из недр земли». «Воду хранят в обожженных горшках, а в горшках из сырой глины испортится даже вода из Ганги. Благословения, если их дали из чувства страха не имеют силы, и люди, давшие их, не имеют святости».
Карна выполняет оба взятые на себя обязательства: передает Пандавам послание их матери Кунти и приводит Вришали в Индрапрастху. Зная сердца обоих, Кришна благословляет союз Карны и Вришали, убеждая девушку стать спутницей Карны. Чтобы не допустить независимости Индрапрастхи, Шакуни придумывает новый план – сорвать проведение Раджасуя ягьи в царстве Юдхиштхиры. Для этого, 100 тысяч коров, направляющихся в Индрапрастху, по приказу Шакуни, мистическим образом укрывает Такшака, царь нагов.
Найти коров и дать Индрапрастхе надежду на независимость выпадает Арджуне – ведь только он, лучший из воинов, владелец небесного лука Гандива, может победить могущественного Такшаку. Но лук находится в покоях царицы Драупади, куда Арджуне нельзя входить согласно обету, данному во время свадьбы. Чтобы спасти царство и репутацию брата, Арджуна нарушает свой обет. Затем он отправится в отшельничество - искупить нарушение клятвы можно суровыми аскезами. "Обязанности определяют наше будущее"
Шакуни мечтает объединить династию Куру с династией Кришны – Яду и таким образом заручиться поддержкой Кришны, против которого, он знает, Пандавы никогда не станут сражаться. Для этого он решает устроить брак Субхадры и Дурьодханы. Чтобы благословить этот брак Ядавы и Кауравы собираются в Двараке. Сюда же, совершая свои аскезы, приходит и Арджуна. "Время не подчиняется желаниям человека, человек должен идти по пути которое открывает ему время" «Только в спокойной воде можно увидеть четкое отражение».
Субхадра узнает о том, что старшие братья Кришна и Баларама одобряют ее брак с Дурьодханой, но не может примириться с этим планом. Ведь она так мечтала стать женой Арджуны. Кунти убеждает ее подчиниться плану Кришны - Он никогда не допустит нарушения дхармы, - говорит она. С нелегким сердцем Субхадра соглашается выполнить то, о чем просит ее Кришна – она отправляется в храм Сумнатхи, чтобы попросить благословений у одного святого мудреца и пригласить его в Двараку. Услышав приглашение Кришны из уст Субхадры, мудрец (переодетый Арджуна) принимает его.
Согласие Кришны на брак Субхадры и Дурьодханы приводит в замешательство всех, включая самого искусного интригана Шакуни. Планы Господа становятся понятны позже, когда вместо того, чтобы проходить свадебный обряд с Дурьодханой, Субхадра «похищает» Арджуну и вместе с ним покидает Двараку. Такого оскорбления Хастинапур не может перенести, а значит не может и заручиться поддержкой Ядавов и Кришны в противостоянии Юдхиштхире.
Дхритараштра оказывается перед выбором – дать свои благословения Арджуне и Субхадре или же не принять этот брак. Выбор для царя сложен потому, что признать это брак – значит стерпеть оскорбление, а не признать – это, фактически, согласиться с независимостью Индрапрастхи. Царь Дхритараштра и царица Гандхари признают союз Арджуны и Субхадры, но дед Бхишма отказывает им в своих благословениях. Кришна старается переубедить его - традиции не должны становится способом эксплуатации, говорит он, и предрекает большие перемены во всей Бхарате. «Огонь превращает золотую руду в золото. Подобным образом испытания увеличивают славу». «Благословения – это выражение любви. Тот, с кем рядом сосуд с водой, может этой водой воспользоваться. Сосуд не может этому сопротивляться. Подобным образом, те, кто просят у своих старших благословения, должны получить их». «Традиции подобны манго. Когда плод манго только появляется, он еще горький. Пройдет время, и его вкус станет кислым, и только тот, кто любит кислое будет радоваться ему. Лишь в положенный срок манго созреет и станет сладким, такие плоды понравятся всем. Но через какое-то время плод начнет портиться, он начнет источать гнилой запах. Человек, съевший гнилое манго заболеет, и в конце от манго остаются лишь сухие косточки, которые никто не захочет есть. Когда традиции становятся способом эксплуатации и вместо радости приносят людям страдания, их, как сухие косточки надо предать земле и принять новые традиции».
Чтобы помочь братьям в проведении Раджасуя ягьи, Арджуна должен вернуться со своей новой женой в Индрапрастху. Но, поступив так, он нарушает клятву, данную Панчали - никогда не вводить вторую жену в дом Драупади. Разгневанная, царица Индрапрастхи не пускает Арджуну и Субхадру в город. Но сестра Кришны, Субхадра, привезла с собой дары, способные смягчить сердце царицы. «Если цветком украсили заурядного танцора, а не прекрасное Божество, это никак не оскорбит Божество, но это большая неудача для цветка». «Сахар ценят за его сладкий вкус или он кажется сладким из-за его цены». «Когда вода вымывает почву из-под громадных камней на вершине горы, эти камни теряют устойчивость и падают вниз. Сломать веру в аскезу еще легче». «Дары Кришны нельзя защитить оружием. Чтобы защитить эти священные дары, нужны любовь и преданность». «Там, где бессильна Сударшана чакра победить сможет только Флейта».
Понимая желания Говинды, Драупади уступает им и принимает Арджуну и его новую жену. Шакуни пролжает плести свою сеть. Он хочет заключить союз между Хатинапуром и Магатхой, царством демоничного императора Джрасандхи, давнишнего врага Кришны. Как часть Хастинапура, Индрапрастха вынуждена будет сражаться на стороне Хастинапура – то есть Пандавы станут перед выбором: либо сражаться с Кришной, либо не подчиниться царю Хастинапура и нарушить дхарму. Знакомство с царем Джарасандхой заканчивается для представителей Хастинапура пленом.
Шакуни ищет способ забрать у Пандавов Индрапрастху … его план в том, чтобы, используя амбиции царя Джарасандхи, вынудить Пандавов сражаться с Ядавами. Кришна убеждает братьев Пандавов, что им необходимо провести роскошную Раджасуя-ягью и тем самым утвердить свое могущество на землях всей Бхараты. Но император Джарасандха, в чьем сердце уже давно зрела ненависть к Кришне, подстрекаемый Шакуни тоже хочет стать правителем всей Бхараты. Армия Пандавов выступает для нападения на Магатху. А Джарасандха намеревается немедленно напасть на Двараку и принести в жертву царей союзников династии Яду. «Талант дается, чтобы творить новое, а сила лишь разрушает чужое творение. И то, и другое – необходимо, но талант творить – намного важнее». «Талант правителя определяют гордость подданных за свое царство, верность друзей и зависть его врагов»
Царь Джарасандха требует, чтобы Карна стал не просто преданным Дурьодхане, но и подчиненным ему – он хочет назначить его царем одной из провинций. Это не по душе Карне, который принял свою судьбу колесничего. Но, связанный клятвой верности Дурьодхане, он уступает просьбе своего друга и принимает царство и корону. Кришна неожиданно останавливает наступление на Магатху. Победить Джарасандху можно и другим способом: Кришна, Арджуна и Бхима, переодетые брахманами, приходят в Магатху и вызывают Джарасандху на поединок. Самоуверенный император Магатхи принимает его и лишь тогда понимает, что ему придется сражаться с самим Бхимасеной. «Если листок, уносимый ветром, вдруг полетит против ветра, это можно назвать неожиданностью, но когда птица меняет направление своего полета, это уже стратегия».
В поединке с Джарасандхой, разъяренный Бхима разрывает тело императора на части, но не одерживает победу – половины тела Джарасандхи соединяются вновь. Подсказку дает Кришна – куски разорванного тела Бхима разбрасывает в разные стороны. Так, царя Джарасандху постигает смерть, а планы Шакуни рушатся. Настает время сделать второй шаг на пути к независимости Индрапрастхи – провести жертвоприношение Раджасуя.
Готовый принять царство, Карна снова покидает дом. Но Вришали он позволяет не следовать за ним. На Раджасуя ягью в дворец иллюзий собираются цари со всей Бхараты. Присутствует там и Шишупала, двоюродный брат Кришны, ненавидящий Его всем сердцем. Чтобы нарушить планы Кришны, Шишупала решает сорвать проведение ягьи. Это по душе Дурьодхане, для которого невыносимо быть свидетелем славы и могущества Пандавов. «Принимать любое решение мужа – таков долг жены».
Особое почтение на ягье оказывают деду Бхишме и матери Пандавов Кунти, чей приезд в Индрапрастху был таким долгожданным. В завершение ягьи взошедший на трон император Юдхиштхира должен выбрать возвышенную личность, под чьим покровительством он будет править. Юдхиштхира предлагает этот самый возвышенный титул Кришне, тем самым провоцируя Шишупалу на выплеск ненависти. Кришна обещал матери Шишупалы простить ему 100 оскорблений и он быстро приближается к этому числу, нанося Кришне и Пандавам изощренные оскорбления в присутствии всего собрания.
В гневе, Шишупала продолжает оскорблять все собрание, отпуская самые низкие шутки в адрес Васудевы, деда Бхишмы, Императора Юдхиштхиры и его супруги Драупади. Когда число оскорблений превышает сто, Кришна выпускает Сударшана чакру. Смерть Шишупалы оказывает сильное впечатление на Дурьодхану – он тут же выступает против Кришны и вызывает его на поединок. Хотя всем очевидна абсолютная правота Кришны, Дурьодхана жаждет мести. Кришна убеждает Юдхиштхиру назначить наказание наследному принцу Хастинапура – и тот, следуя совету Панчали, приказывает поднявшим оружие Дурьодхане, Карне и Душасане, отдать его. Такое мягкое наказание не обидит чувств матери Кунти и деда Бхишмы, но для кшатрия сдать оружие – равносильно смерти. «Грех и преступление замыкают порочный круг. Если преступника не остановить, он будет продолжать совершать преступления. Так он оскверняет свою душу и теряет над собой контроль, он продолжает совершать преступления даже без всякой на то причины. Подобно тому, как останавливают ребенка, если он хочет есть землю, также нужно остановить и преступника от совершения преступлений». «Те, кто плюет в небо, только испачкают свои лица».
Покидая собрание, униженный Дурьодхана попадается в одну из ловушек мистического дворца, в котором вода выглядит как земля. Неожиданно Дурьодхана проваливается в воду. Такой позор наследному принцу тяжело пережить. Гнев его так силен, что, поначалу, он решает сжечь себя. Но, поддавшись на уговоры своего отца и друга Карны, любимый сын Дхритараштры решает направить весь свой гнев на то, чтобы унизить своих обидчиков. По совету дяди Шакуни, Дурьодхана намеревается сокрушить гордость Пандавов, унизив Панчали.
Царь Дхритараштра приказывает главному министру Видуре лично передать приглашение на особый семейный прием для Пандавов и Драупади. Он обещает оказать особое почтение на этом приеме императрице Панчали, которую еще не принимали с должными почестями в Хастинапуре. Также царь упоминает, что среди развлечений, на приеме гостям предложат сыграть в кости. Министр Видура догадывается, что за этим приглашением скрываются недобрые мотивы и предупреждает об этом Пандавов. «Сердца людей, словно воздушные змеи, трепещут на ветрах их желаний. Если нить оборвалась или выскользнула из рук, человек не сможет сдерживать порывы сердца. Сердце получит раны, если будет разбито под напором желаний, тогда оно станет безумным». «Иногда поступки людей ранят наше сердце. Человек может потерять контроль над собой. Но в таких ситуациях надо держать себя в руках и держать свое сердце под контролем». «Держите себя в руках, не теряйте своё сердце. Я нахожусь в сердце каждого, поэтому, если вы потеряете свои сердца, вы потеряете своего Говинду, своего Кришну вместе с ними».
Несмотря на совет дяди Видуры и предчувствия Панчали, Юдхиштхира принимает приглашение царя. Пандавы приезжают в Хастинапур, где их несомненно ждет западня. Но даже предчувствуя неладное, они верят, что в присутствии деда Бхишмы, царицы Кунти, министра Видуры, гуру Дроны, ничего противозаконного не случится. «Подобно тому, как рыба впускает в себя воду, а затем выпускает ее, не забирая воду себе, подобным образом люди пользуются землей, пока они на ней живут, но в конце концов, людям придется ее оставить». «Несчастье – это когда ты ухватился за веревку, а она оказалась змеей».
План Дурьодханы – отомстить Пандавам, унизив Драупади. Он собирается раздеть ее перед всем собранием. Перед началом игры в кости дядя Шакуни просит Бхишмадева, самого почтенного из собравшихся и лучшего знатока дхармы, установить правила для участников. Стараясь обезопасить Юдхиштхиру, Бхишмадев выдвигает три требования: - до момента окончания игры женщины не будут присутствовать в собрании; - участники должны делать равноценные ставки; - они могут ставить лишь то, на что имеют законное право. Но дядя Шакуни убеждает Юдхиштхиру делать необычные ставки в этой игре. Он предлагает ставить на кон достоинство, так как это самое большое, чем может гордиться человек.
Обсудив правила, участники начинают игру. Свое право бросать кости Дурьодхана передает дяде Шакуни. В первой же партии Дурьодхана ставит на кон все свое имущество, Юдхиштхира, согласно правилам, делает равноценную ставку, но проигрывает. В следующей партии Дурьодхана объявляет свою новую ставку – он играет на своего младшего брата, Викарну. «То, чем человек гордится и то, на что у него есть права – не всегда совпадает».
Несмотря на возмущение всех Пандавов, Бхишмадева и Видуры, Шакуни доказывает, что у Дурьодханы есть право делать ставку на младшего брата. Принц Накула вызывается быть ставкой Юдхиштхиры. Услышав о таком повороте игры, принцесса Драупади посылает императору послание – розу с пятью лепестками и напоминание о том, что они пятеро братьев не имеют прав друг на друга. Поняв эту подсказку, Юдхиштхира объявляет, что все права на пятерых Пандавов принадлежат их жене Драупади, и потому он отказывается от игры. Но Шакуни снова вмешивается – младший брат Накула был младшим братом и до замужества сыновей Панду. Значит, у Юдхиштхиры есть права на него и, чтобы не нарушать дхарму, император должен продолжить игру. В этой партии Юдхиштхира проигрывает Накулу.
Возмущение Дроначарьи из-за чудовищной игры, вызывает гнев царя Дхритараштры. Когда учитель принцев намеревается покинуть собрание, его сын, Ашватхама предлагает себя в качестве следующей ставки Дурьодханы. Это останавливает Дрону. Чтобы позволить ему присутствовать при игре, Дхритараштра берет с него слово больше ни при каких условиях не покидать собрание. Чтобы остановить игру, Панчали входит в зал собраний. По правилам, теперь игра должна быть остановлена – ведь императрица не может присутствовать там во время игры. Манипулируя праведностью Юдхиштхиры, Шакуни и Дурьодхана вынуждают императора приказать Драупади уйти и продолжить играть. «Перед землетрясением сам звук его приближения заставляет всех птиц трепетать». «Если кузнец запутывается в цепи, которую кует, он разбивает её». «Праведного человека даже малейшее прегрешение может столкнуть в бездну грехов».
Юдхиштхира проигрывает Арджуну и Бхимасену. Последнее поражение дарит братьям неожиданную надежду – ведь проигравшему своих братьев Юдхиштхире больше нечем гордиться, и он выходит из игры.
Последние новости
ОСТРОЖНО, СПОЙЛЕРЫ! Материал содержит спойлеры к 1-му сезону «Ста лет одиночества». В течение долгих лет автор романа «Сто лет одиночества» Габриэль Гарсиа Маркес отказывался продавать...
ВНИМАНИЕ, СПОЙЛЕРЫ! В этом материале содержатся подробности финала 2-го сезона «Белого лотоса». «Как Палермо?» — спрашивает Элби (Адам ДиМарко) в предпоследней сцене финала 2-го сезона...
Последние обзоры
1-й сезон таинственного сериала Apple закончился одним из самых агрессивных клиффхэнгеров за последнее время. Премьера «Разделения» состоялась 18 февраля 2022 года. Это захватывающая драма Дэна...